ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описание образовательной программы
В соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее
образование относится к основным образовательным программам (наряду с
образовательной программой дошкольного образования и образовательной программой
основного общего образования, статья 12 Закона) и характеризует первый этап школьного
обучения.
ООП НОО МБОУ «Новотроицкая
ООШ» является основным документом, регламентирующим образовательную
деятельность образовательной организации в единстве урочной и внеурочной
деятельности, при учёте правильного соотношения обязательной части программы и
части, формируемой участниками образовательного процесса.
Целями реализации программы начального общего образования являются:
1.
Обеспечение
успешной реализации конституционного права каждого гражданина РФ, достигшего
возраста 6,5—7 лет, на получение качественного образования, включающего
обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося.
2.
Организация
учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов
начального общего образования, отражённых в обновленном ФГОС НОО.
3.
Создание
условий для свободного развития каждого младшего школьника с учётом его
потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе
начального общего образования деятельности педагогического коллектива по
созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных
обучающихся или для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и
поддержке педагогов.
4.
Возможность
для коллектива образовательной организации проявить своё педагогическое
мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании и
утверждении традиций школьного коллектива.
Достижение поставленных
целей предусматривает решение следующих основных задач:
— формирование общей
культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых
результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний,
умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными
особенностями
его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие
личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
— обеспечение преемственности начального
общего и основного общего образования;
— достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными
возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ);
— обеспечение
доступности получения качественного начального общего
образования;
— выявление и развитие
способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности,
через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно
полезной деятельности;
— организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
— участие обучающихся, их
родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности
в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
— использование в образовательной деятельности
современных образовательных технологий деятельностного типа;
— предоставление
обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы;
— включение обучающихся в
процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города Абакана,
Республики Хакасия.
ООП НОО
учитывает следующие принципы её
формирования:
Принцип учёта ФГОС НОО:
программа начального общего образования базируется на требованиях,
предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям
обучения в начальной школе.
Принцип учёта языка обучения:
с учётом условий функционирования образовательной организации программа
характеризует право получения образования на родном языке из числа языков
народов РФ и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, а
также планах внеурочной деятельности.
Принцип учёта ведущей деятельности младшего школьника: программа обеспечивает конструирование учебного
процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы
формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль).
Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных
программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями,
потребностями и интересами. При этом учитываются запросы родителей (законных
представителей) обучающегося.
Принцип преемственности и перспективности: программа должна обеспечивать связь и динамику в формировании знаний,
умений и способов деятельности между этапами начального образования, а также
успешную адаптацию обучающихся к обучению в основной школе, единые подходы
между их обучением и развитием на начальном и основном этапах школьного
обучения.
Принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности,
разработку разных мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание
чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственноценностного отношения
к действительности.
Принцип здоровьесбережения:
при организации образовательной деятельности по программе начального общего
образования не допускается использование технологий, которые могут нанести вред
физическому и психическому здоровью обучающихся, приоритет использования
здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки,
организация всех учебных и внеучебных мероприятий должны соответствовать
требованиям действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
В программе определяются
основные механизмы её реализации, наиболее целесообразные с учётом традиций
коллектива МБОУ «Новотроицкая ООШ», потенциала педагогических кадров и
контингента обучающихся. Среди
механизмов, которые возможно использовать в начальной школе, следует отметить:
организацию внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов,
факультативов, различных форм совместной познавательной деятельности (конкурсы,
диспуты, интеллектуальные марафоны и т. п.). Положительные результаты даёт
привлечение к образовательной деятельности школы организаций культуры
(Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова, Хакасская
республиканская детская библиотека, танцевально-спортивный клуб «Фиеста», ЦДТ).
Эффективным механизмом реализации программ является использование
индивидуальных программ и учебных планов для отдельных обучающихся или
небольших групп.