Проект "Школа Минпросвещения
России"
Проект «Школа Минпросвещения России» является механизмом реализации
базового принципа системы российского образования, сформулированного
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «справедливость, то есть
доступность качественного образования для каждого ребенка в соответствии с его
интересами и способностями. Причем независимо от того, где он живет – в городе
или деревне, в Москве или любом другом регионе страны, независимо от того, где
учится – в государственной школе или частной, и, конечно, независимо от
социального статуса и доходов родителей» (заседание президиума Государственного
Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего
образования 25 августа 2021 г.).
Проект направлен на реализацию Указа
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года», на достижение целей,
целевых показателей и результатов национального проекта «Образование».
В проекте «Школа Минпросвещения
России» реализованы приоритетные направления современной стратегии развития
российского образования:
·
формирование
единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное
общее образование во всех регионах страны для каждого ребенка в соответствии с
его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических
факторов (достаток семьи, особенности здоровья, укомплектованность
образовательной организации и её материальная обеспеченность и др.);
·
укрепление
единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма,
российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе
российских традиционных духовных и культурных ценностей;
·
обеспечение
глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской
Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Целью концепции проекта «Школа
Минпросвещения России» является системное описание ключевых характеристик и параметров
эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные (необходимые и достаточные)
качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных
социально-экономических и геополитических реалиях для формирования и воплощения
идеологии «единого образовательного пространства».
Миссия «Школы Минпросвещения
России»: центр
образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно
детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы
для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для
творческого построения будущего каждого и всех в России.
Задачи концепции проекта «Школа
Минпросвещения России»:
1. Определение единых магистральных
направлений деятельности школ, формирующих единое образовательное пространство.
2. Формирование эталонной модели школы
будущего с выделением единых критериев и активностей (учитывающих в том числе
этнокультурные особенности) ее функционирования, обеспечивающей доступность
качественного образования и предоставляющей равные возможности для всех
обучающихся.
3. Формирование механизмов
синхронизации и взаимодействия образовательных и учебных процессов (рабочие
учебные программы, учебное расписание занятий, оценочные процедуры результатов
обучения, линейка учебников, показателей деятельности) в существующей системе
школьного образования, нормативных и методических документов, создание
мотивирующих инструментов саморазвития и роста общеобразовательных организаций.
4. Закрепление статуса учителя как
основополагающего элемента в системе качественного российского образования и
становления российской гражданственности подрастающего поколения.
5. Формирование механизмов вовлечения и
поддержки семьи в процесс социализации, выбора жизненного пути, формирования
мировоззрения и субъективного благополучия ребёнка.
6. Формирование личностных результатов,
обучающихся на основе развития их самосознания, самоопределения,
смыслообразования и морально-этической ориентации.
7. Закрепление всеобщей ответственности
за качественное отечественное образование подрастающего поколения страны
(родители, государство, профессиональные и бизнес-сообщества, средства массовой
информации, общественные объединения, местные территориальные сообщества).
Единое образовательное пространство
– инструмент формирования и палитра смыслообразования желаемого «образа
будущего» российской отечественной школы – системы требований к деятельности
школы, которые являются ее программой развития. При этом механизмы, пути и
способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные,
уникальные и неповторимые.