Положение о библиотеке и сохранности фонда учебников

Муничипальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение
<<Новотроицкая основная
обшеобразовательная ш кола))
28.12.2013 г.

положение
о библиотеке

Принято решением педагогического
совета, протокол J\b2 от 28.12.2013 r.

приказом

2
1. Общие положения
1. Настоящее Положение о школьной библиотеке разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", Федеральным законом от 29.12.1994 №78-ФЗ "О библиотечном деле».
2. Школьная библиотека (далее — библиотека) является структурным подразделением
Школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
3. Цели библиотеки соотносятся с целями Школы: формирование общей культуры
личности обучающихся на основе освоения основных общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования и науки
Российской Федерации, законами Республики Хакасия, постановлениями и
распоряжениями Правительства Республики Хакасия, Уставом Школы, положением о
библиотеке, утвержденным директором Школы.
5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия
их предоставления определяются настоящим Положением о школьной библиотеке.
7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
11. Основные задачи
9. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее —
пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов Школы на
различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
цифровом (СD и DVD- диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
111. Основные функции
10. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации;

3
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет базами и банками
данных других учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в Школе (публикаций и работ педагогов
Школы, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
• проводит проверку библиотечного фонда на предмет наличия изданий, включённых в
федеральный список материалов признанных экстремистскими в Российской Федерации в
судебном порядке;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю Школы;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения
их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в
системе дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков
работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации Школы в
организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов,
СD и DVD -дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
• руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах
компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
Школы, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам
и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр
электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений
и публикаций), информирование руководства Школы по вопросам управления
образовательным процессом;

4
• поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных, Web - страниц и т.п.);
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
является базой для проведения практических занятий по работе с информационными
ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией
по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
11. Наличие укомплектованной библиотеки в Школе обязательно.
12. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал),
может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и
специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами,
видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную технику и др.
13. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами Школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
14. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов
и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета Школы. Денежные средства за
сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической
базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда
документов.
15. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, Школа обеспечивает
библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов;
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионноактивных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями
СанПиНов;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
16. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
17. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебников и учебно-методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор Школы в
соответствии с Уставом Школы.
18. Режим работы библиотеки определяется директором школы в соответствии с
Правилами внутреннего распорядка Школы. При определении режима работы
библиотеки предусматривается выделение:
• полчаса рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

5
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
19. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством библиотека Школы взаимодействует с библиотеками
Министерства культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
20. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, Республики Хакасия и Уставом Школы.
21. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор Школы.
22. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором Школы,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом
Школы.
23. Библиотекарь назначается директором Школы, является членом педагогического
коллектива и входить в состав педагогического совета Школы.
24. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист
(методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления
образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации,
регионального информационного центра.
25. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору Школы на утверждение
следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) планово-отчетную документацию;
в) технологическую документацию.
26. Порядок комплектования штата библиотеки Школы регламентируется его Уставом.
27. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
28. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
29. Трудовые отношения работников библиотеки и Школы регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
30. Библиотекарь имеет право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в Уставе Школы и Положении о библиотеке Школы;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой Школы,
утвержденными директором Школы, и по согласованию с родительским комитетом или

6
Советом Школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;
е) вносить предложения директору Школы по совершенствованию оплаты труда, в том
числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную
работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки, по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом Школы;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый
отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством
Школы или иными локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
31. Библиотекарь обязан:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами Школы, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
Школы;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором Школы;
и) повышать квалификацию.
V11. Права и обязанности пользователей библиотеки
32. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору Школы.
33. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;

7
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
Школе.
34. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся Школы в библиотеку производится по списочному составу
класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников Школы, родителей
(иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
35. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия —
учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
36. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале.
37. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному директором Школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к
работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим
оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.
VIII. Сохранность фонда библиотеки.
38. Комплектование учебного фонда определяется в соответствии с федеральным
перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих

8
образовательные программы общего образования и с учетом потребностей Школы и
учебными программами, главной целью которых является реализация федеральных
государственных образовательных стандартов.
39. Формирование учебного фонда библиотеки осуществляется за счет республиканского
и муниципального бюджетов, целевых средств, учебников, принятых в дар.
40.Все полученные учебники и учебные пособия передаются в библиотеку и являются
собственностью Школы.
41. Учебной литературой имеют право пользоваться все без исключения учащиеся и
члены педагогического коллектива Школы.
42.Библиотекарь выдает учебники классным руководителям начальной школы, которые
распределяют их между учащимися, а в конце учебного года возвращают в библиотеку.
43.Если учащимся учебник утерян или испорчен, родители (законные представители или
лица, их заменяющие), обязаны по согласованию с библиотекарем заменить его на
равноценный.
44.В случае перехода учащихся в другое образовательное учреждение, окончания
обучения или выбытия из Школы по иным причинам учащийся обязан сдать в библиотеку
всю учебную литературу. Библиотекарь выдает обходной лист с отметкой об отсутствии
задолженности. Документы выдаются по предъявлении обходного листа.
45. Педагоги и другие работники Школы в случае окончания действия трудового
договора, увольнения или выбывающие из Школы по иным причинам обязаны сдать в
библиотеку всю учебную литературу. Библиотекарь выдает обходной лист с отметкой об
отсутствии задолженности. Документы выдаются по предъявлении обходного листа.
46. Обязанности должностных лиц по обеспечению сохранности фонда библиотеки:
Директор Школы:
 координирует деятельность библиотеки, педагогического, родительского и
ученического коллективов по формированию, сохранности и бережному отношению к
фонду учебников в Школе;
 обеспечивает условия для хранения учебного фонда;
 утверждает изменения и дополнения к настоящему Положению.
Классные руководители:
 получают в библиотеке учебники на класс и организуют их возврат по окончании
учебного года;
 ведут работу с учащимися и их родителями (законными представителям или лицами,
их заменяющими) по вопросам сохранности учебного фонда и о компенсации ущерба
в случае потери или порчи учебника;
 доводят до сведения родителей информацию о комплекте учебников, по которым
ведется обучение.
Родители (законные представители или лица, их заменяющие):
 могут получать информацию об обеспеченности учащихся учебной литературой;
 обеспечивают сохранность учебников, выданных учащимся, в течение всего срока
пользования книгами;
 в случае потери или порчи учебника обязаны по согласованию с библиотекарем
заменить его на равноценный;
 могут участвовать в плановых проверках сохранности учебников и учебных пособий.
Библиотекарь
 ведет библиотечную учетно-финансовую документацию учебного фонда: книг
суммарного учета, тетради учета книг, принятых взамен утерянных, актов и
накладных на поступление и списание документов, актов о проведении
инвентаризации и проверок фонда, и несет ответственность за их достоверность;
 совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе комплектует
учебный фонд в соответствии с образовательной программой Школы;
 осуществляет учет (прием, выдачу, выбытие) учебников и учебных пособий и их

9











техническую обработку;
-организует размещение и хранение учебников и учебных пособий в отдельном
помещении в соответствии с настоящим положением;
осуществляет изучение состава фонда и анализ его использования;
проводит периодические проверки фонда, следит за правильностью его расстановки;
осуществляет выявление устаревших и ветхих и дефектных учебников и учебных
пособий и проводит своевременное их списание по установленным нормам и
правилам;
обеспечивает контроль за выданными читателям учебниками и учебными пособиями,
принимает меры для своевременного их возврата;
проводит корректировку количественных показателей заказа на учебную литературу в
соответствии с перспективным плановым контингентом учащихся Школы;
проводит мониторинг обеспеченности учебной литературой;
информирует педагогов и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных
пособий;
проводит совместную работу с администрацией Школы, педагогическим коллективом
и родителями (законными представителями или лицами, их заменяющими) учащихся
по сохранности учебного фонда.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».