Муничипальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение
<<Новотроицкая основная
обшеобразовательная ш кола))
28.12.2013 г.
положение
о библиотеке
Принято решением педагогического
совета, протокол J\b2 от 28.12.2013 r.
приказом
2
1. Общие положения
1. Настоящее Положение о школьной библиотеке разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", Федеральным законом от 29.12.1994 №78-ФЗ "О библиотечном деле».
2. Школьная библиотека (далее — библиотека) является структурным подразделением
Школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
3. Цели библиотеки соотносятся с целями Школы: формирование общей культуры
личности обучающихся на основе освоения основных общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
4. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования и науки
Российской Федерации, законами Республики Хакасия, постановлениями и
распоряжениями Правительства Республики Хакасия, Уставом Школы, положением о
библиотеке, утвержденным директором Школы.
5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия
их предоставления определяются настоящим Положением о школьной библиотеке.
7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечноинформационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарногигиеническими требованиями.
11. Основные задачи
9. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее —
пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов Школы на
различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
цифровом (СD и DVD- диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
111. Основные функции
10. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и
нетрадиционных носителях информации;
3
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет базами и банками
данных других учреждений и организаций;
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в Школе (публикаций и работ педагогов
Школы, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
• проводит проверку библиотечного фонда на предмет наличия изданий, включённых в
федеральный список материалов признанных экстремистскими в Российской Федерации в
судебном порядке;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю Школы;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения
их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков
самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в
системе дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков
работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации Школы в
организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов,
СD и DVD -дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
• руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах
компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
Школы, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам
и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр
электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений
и публикаций), информирование руководства Школы по вопросам управления
образовательным процессом;
4
• поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных, Web - страниц и т.п.);
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
является базой для проведения практических занятий по работе с информационными
ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией
по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
11. Наличие укомплектованной библиотеки в Школе обязательно.
12. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал),
может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и
специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами,
видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную технику и др.
13. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами Школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
14. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов
и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета Школы. Денежные средства за
сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической
базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда
документов.
15. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, Школа обеспечивает
библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных
ресурсов;
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионноактивных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями
СанПиНов;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировальномножительной техникой и необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
16. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
17. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебников и учебно-методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор Школы в
соответствии с Уставом Школы.
18. Режим работы библиотеки определяется директором школы в соответствии с
Правилами внутреннего распорядка Школы. При определении режима работы
библиотеки предусматривается выделение:
• полчаса рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
5
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
19. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в
работе с детьми и юношеством библиотека Школы взаимодействует с библиотеками
Министерства культуры Российской Федерации.
V. Управление. Штаты
20. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, Республики Хакасия и Уставом Школы.
21. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор Школы.
22. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором Школы,
обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и
результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом
Школы.
23. Библиотекарь назначается директором Школы, является членом педагогического
коллектива и входить в состав педагогического совета Школы.
24. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист
(методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления
образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации,
регионального информационного центра.
25. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору Школы на утверждение
следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) планово-отчетную документацию;
в) технологическую документацию.
26. Порядок комплектования штата библиотеки Школы регламентируется его Уставом.
27. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
28. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность.
Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности
осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
29. Трудовые отношения работников библиотеки и Школы регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
30. Библиотекарь имеет право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в Уставе Школы и Положении о библиотеке Школы;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по
учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой Школы,
утвержденными директором Школы, и по согласованию с родительским комитетом или
6
Советом Школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;
е) вносить предложения директору Школы по совершенствованию оплаты труда, в том
числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную
работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки, по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении Школой в порядке, определяемом Уставом Школы;
з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый
отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством
Школы или иными локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
31. Библиотекарь обязан:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами Школы, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
Школы;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором Школы;
и) повышать квалификацию.
V11. Права и обязанности пользователей библиотеки
32. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные
издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных
носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору Школы.
33. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
7
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
Школе.
34. Порядок пользования библиотекой:
а) запись обучающихся Школы в библиотеку производится по списочному составу
класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников Школы, родителей
(иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
35. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия —
учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
36. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале.
37. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному директором Школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после
предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к
работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим
оплату;
д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.
VIII. Сохранность фонда библиотеки.
38. Комплектование учебного фонда определяется в соответствии с федеральным
перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
8
образовательные программы общего образования и с учетом потребностей Школы и
учебными программами, главной целью которых является реализация федеральных
государственных образовательных стандартов.
39. Формирование учебного фонда библиотеки осуществляется за счет республиканского
и муниципального бюджетов, целевых средств, учебников, принятых в дар.
40.Все полученные учебники и учебные пособия передаются в библиотеку и являются
собственностью Школы.
41. Учебной литературой имеют право пользоваться все без исключения учащиеся и
члены педагогического коллектива Школы.
42.Библиотекарь выдает учебники классным руководителям начальной школы, которые
распределяют их между учащимися, а в конце учебного года возвращают в библиотеку.
43.Если учащимся учебник утерян или испорчен, родители (законные представители или
лица, их заменяющие), обязаны по согласованию с библиотекарем заменить его на
равноценный.
44.В случае перехода учащихся в другое образовательное учреждение, окончания
обучения или выбытия из Школы по иным причинам учащийся обязан сдать в библиотеку
всю учебную литературу. Библиотекарь выдает обходной лист с отметкой об отсутствии
задолженности. Документы выдаются по предъявлении обходного листа.
45. Педагоги и другие работники Школы в случае окончания действия трудового
договора, увольнения или выбывающие из Школы по иным причинам обязаны сдать в
библиотеку всю учебную литературу. Библиотекарь выдает обходной лист с отметкой об
отсутствии задолженности. Документы выдаются по предъявлении обходного листа.
46. Обязанности должностных лиц по обеспечению сохранности фонда библиотеки:
Директор Школы:
координирует деятельность библиотеки, педагогического, родительского и
ученического коллективов по формированию, сохранности и бережному отношению к
фонду учебников в Школе;
обеспечивает условия для хранения учебного фонда;
утверждает изменения и дополнения к настоящему Положению.
Классные руководители:
получают в библиотеке учебники на класс и организуют их возврат по окончании
учебного года;
ведут работу с учащимися и их родителями (законными представителям или лицами,
их заменяющими) по вопросам сохранности учебного фонда и о компенсации ущерба
в случае потери или порчи учебника;
доводят до сведения родителей информацию о комплекте учебников, по которым
ведется обучение.
Родители (законные представители или лица, их заменяющие):
могут получать информацию об обеспеченности учащихся учебной литературой;
обеспечивают сохранность учебников, выданных учащимся, в течение всего срока
пользования книгами;
в случае потери или порчи учебника обязаны по согласованию с библиотекарем
заменить его на равноценный;
могут участвовать в плановых проверках сохранности учебников и учебных пособий.
Библиотекарь
ведет библиотечную учетно-финансовую документацию учебного фонда: книг
суммарного учета, тетради учета книг, принятых взамен утерянных, актов и
накладных на поступление и списание документов, актов о проведении
инвентаризации и проверок фонда, и несет ответственность за их достоверность;
совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе комплектует
учебный фонд в соответствии с образовательной программой Школы;
осуществляет учет (прием, выдачу, выбытие) учебников и учебных пособий и их
9
техническую обработку;
-организует размещение и хранение учебников и учебных пособий в отдельном
помещении в соответствии с настоящим положением;
осуществляет изучение состава фонда и анализ его использования;
проводит периодические проверки фонда, следит за правильностью его расстановки;
осуществляет выявление устаревших и ветхих и дефектных учебников и учебных
пособий и проводит своевременное их списание по установленным нормам и
правилам;
обеспечивает контроль за выданными читателям учебниками и учебными пособиями,
принимает меры для своевременного их возврата;
проводит корректировку количественных показателей заказа на учебную литературу в
соответствии с перспективным плановым контингентом учащихся Школы;
проводит мониторинг обеспеченности учебной литературой;
информирует педагогов и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных
пособий;
проводит совместную работу с администрацией Школы, педагогическим коллективом
и родителями (законными представителями или лицами, их заменяющими) учащихся
по сохранности учебного фонда.